Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Фонд социального страхования

05.05.2014

Малому предприятию – большую защиту

В Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами внесены изменения. Что это даёт работнику и работодателю? Прокомментировать  вопрос мы попросили начальника отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения – Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ И.Ю. Бойцову.
И.Ю. Бойцова:  Действительно, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 103н от 20.02.2014   в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда № 580н от 10.12.2012, внесены изменения, которые вступили в силу 08.06.2014. С 2014 года предусмотрен особый порядок финансирования малых предприятий с численностью работников до 100 человек.
Корр: С этого момента, пожалуйста, подробнее. Поясните, что значит «особый» порядок финансирования?
И.Ю. Бойцова:  Это значит, что расчет объема средств для  страхователей будет производиться, исходя из предоставляемых ими   отчетных данных за три предшествующих года при условии обращения  в отделение Фонда за финансовым обеспечением предупредительных мер один раз в три года. Суть состоит в том, что если в силу различных причин («маленькая сумма возмещения», «просто-напросто не знал») страхователь не обращался в Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ  за финансовым обеспечением   в течение двух лет, предшествующих текущему году, то он  имеет основания рассчитывать на их суммирование. При этом в расчет берется не предыдущий год, а именно три последовательных календарных года, предшествующих моменту обращения в отделение Фонда. Размер возмещения  не меняется и составляет 20 % от общей суммы,  напоминаем,  сложившейся   за три года.  Принять во внимание следует  важное условие: сумма накопленных возмещений в любом случае не может превышать суммы страховых взносов за текущий финансовый год. Таким образом, у работодателя появляется ещё один шанс обеспечить более  эффективную охрану труда на производстве.  Кроме того, в соответствии с вышеназванным Приказом с 2014 года вместо расходов на проведение аттестации рабочих мест Фонд социального страхования будет финансировать расходы  на проведение специальной оценки условий труда.

Корр: С чем это связано, что даёт страхователю и работникам? Как  изменения связаны с повышением эффективности мер по охране труда от производственных рисков?
И.Ю. Бойцова :   Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин считает, что «Внедрение специальной оценки труда – одно из стратегических направлений деятельности министерства».  По пояснениям, которые даны в «Российской газете» сразу после  опубликования Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 103н, спецоценка будет проводиться  с этого года и  затем - не реже одного раза в пять лет. В чем её отличие от аттестации? До сих пор каждое рабочее место требовалось аттестовать по полной программе, с обследованием, исследованием, измерением и оценкой. Сейчас процедура упрощена. Спецоценка  проходит  в два этапа. Сначала выясняется,  присутствует ли на рабочем месте фактор вредности. Если  он не выявлен, работодатель составляет декларацию соответствия рабочих мест и направляет ее в Роструд. Если же вредность определена, спецоценка продолжается,  проводятся  измерения, которые этот вредный или опасный производственный фактор определяют.  
Корр: На что влияют результаты спецоценки?
И.Ю. Бойцова:    Прежде всего, на объем выплат работникам и на  соцгарантии. Если  фактор вредности выявлен,   это означает сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск, повышенная зарплата для работника.  Должна заметить, что после изменения пенсионного законодательства уровень вредности на производстве четко увязан с дополнительным страховым тарифом  -  от  количества вредных рабочих мест  зависит размер дополнительных взносов, скажем, в Пенсионный фонд. Работодатели будут платить сверх обычного тарифа от двух до восьми процентов.  При такой системе  страхователь четко заинтересован в том, чтобы улучшать условия производства и сокращать вредные рабочие места.  
Корр: На смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка. Но будут ли учтены результаты прошедшей  аттестации и как   планируется осуществить переход с прежних правил аттестации на новые?
  И.Ю. Бойцова: Если  аттестация проводилась не ранее, чем пять лет назад, её результаты остаются действительными,   спецоценку проводить не нужно.   Это так называемый переходный период. Если же,  аттестация не  проводилась, ее  необходимо завершить до конца 2014 года. Это обязательное требование.

Возврат к списку