Информация о результатах проведения социологического опроса (анкетирование) II уровня пациентов поликлиник, с целью изучения мнения по вопросам удовлетворенности доступностью и качеством предоставляемой медицинской помощи
Информация о результатах проведения социологического опроса (анкетирование) II уровня пациентов поликлиник, с целью изучения мнения по вопросам удовлетворенности доступностью и качеством предоставляемой медицинской помощи
Специалистами межрайонного филиала в городе Изобильном ТФОМС СК в период с 01 августа по 31 августа 2016 года проведен социологический опрос (анкетирование) II уровня пациентов поликлиник, с целью изучения мнения по вопросам удовлетворенности доступностью и качеством предоставляемой медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования в ГБУЗ СК «Шпаковская ЦРБ».
В соответствии с квотной выборкой, установленной согласно приказа ФФОМС от 11.06.2015 № 103 были опрошены 30 человек, из них:
Структурная единица |
Доля структурной единицы в генеральной совокупности |
|
мальчики от 0-17 лет |
18% |
5 человек |
мужчины 18-59 лет |
13% |
4 человека |
мужчины 60 лет и старше |
7% |
2 человека |
девочки от 0-17 лет |
17% |
5 человек |
женщины 18-54 года |
25% |
8 человек |
женщины 55 лет и старше |
20% |
6 человек |
Из числа опрошенных посещают поликлинику: 1 раз в несколько лет – 6,7%; 1-2 раза в год -60%; в среднем раз в месяц – 30%; 2-4 раза в месяц – 3,3% респондентов.
Посещают именно эту поликлинику потому что: близко расположена к дому – 33,3%; здесь работают хорошие специалисты – 3,3%; большой спектр медицинских услуг – 3,3%; я прикреплен(а) к этой поликлинике – 56,7%; это единственная поликлиника в городе – 3,3% опрошенных.
Поменяли бы поликлинику – 30%; не поменяли – 53,3%; затруднилось ответить – 16,7% опрошенных.
Повторно выбрали бы свою поликлинику – 23,3%; не выбрали бы – 20%; затруднилось ответить – 56,7% опрошенных.
График работы врачей и служб поликлиники: полностью удобен для – 20%; по большей части удобен для – 60%; скорее не удобен для – 20% опрошенных.
Берут талон/записываются на прием:
№ пп |
Наименование |
В регистратуре (%) |
По телефону (%) |
Через Интернет (%) |
Через информационные системы (%) |
1 |
К участковому терапевту |
63,3 |
30 |
6,7 |
0 |
2 |
К узкому специалисту |
56,7 |
40 |
0 |
3,3 |
Получить по телефону справочную информацию о предоставляемых медицинских услугах, работе специалистов и т.д. в поликлинике могут – 70%; не могут - 13,3%; затрудняются ответить – 16,7% опрошенных.
Всегда получить своевременную медицинскую помощь участкового терапевта в поликлинике могут – 66,7%; не могут – 33,3% опрошенных.
Всегда получить своевременную медицинскую помощь врача-специалиста в поликлинике могут – 56,7%; не могут – 43,3% опрошенных.
При последнем посещении после записи смогли попасть на прием:
№ пп |
Наименование |
В тот же день (%) |
На следующий день (%) |
В течении 2-7 дней (%) |
Более, чем через неделю (%) |
1 |
К участковому терапевту |
6,7 |
36,7 |
46,7 |
10 |
2 |
К врачу-специалисту |
10 |
30 |
50 |
10 |
Проблемы с вызовом врача на дом: возникали - 6,7%; не возникали - 43,3%; не приходилось вызывать врача на дом – 50% опрошенных.
В среднем ожидают приема врача в очереди перед кабинетом: до 5 минут – 3,3%; 10-15 минут – 23,3%; 15-30 минут – 26,7%; более 30 минут – 30%; более часа – 16,7% опрошенных.
Удовлетворены качеством бесплатной медицинской помощи, получаемой в поликлинике – 23,3%, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены – 46,7%, скорее не удовлетворены, чем удовлетворены – 10%, не удовлетворены – 6,7%; затруднилось ответить – 13,3% опрошенных.
Приходилось сталкиваться с проблемами при получении направления в другие медицинские организации для консультации, дополнительного обследования – 10%; не приходилось сталкиваться – 40%; не приходилось получать подобное направление – 50% опрошенных.
Считают, что врачи поликлиники уделяют внимания профилактике заболеваний: достаточно – 20%; не достаточно – 26,7%; затрудняются ответить – 53,3% опрошенных.
Приходилось проходить диспансеризацию в поликлинике 23,3% опрошенных, из них: в этом году – 2 человека; в прошлом году и ранее – 3 человека.
О своем последнем опыте прохождения диспансеризации могут сказать: диспансеризацию прошли быстро, т.к. все было хорошо организовано – 16,7%; диспансеризацию прошли быстро, т.к. врачи были недостаточно внимательны и относились ко всему формально – 6,7%.
Считают, что назначая лечение, врач: учитывает мнение пациента – 60%; не учитывает мнение пациента – 13,3%; затруднилось ответить – 26,7%.
При возникновении вопросов по поводу назначенных медицинских препаратов, процедур, анализов, обследований и т.п., врач разъяснял необходимость назначений – 33,3%; чаще разъяснял, чем нет – 43,3%, чаще не разъяснял, чем да – 13,3%; затруднилось ответить – 10% опрошенных.
Уровень удовлетворенности характеристиками работы поликлиники сложился следующим образом:
№ пп |
Наименование |
Удовлетворены (%) |
Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены (%) |
Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены (%) |
Не удовлетворены (%) |
Затрудняются ответить (%) |
1 |
Техническим состоянием, ремонтом помещений, площадью помещений |
23,3 |
30 |
16,7 |
16,7 |
13,3 |
2 |
Организацией мест ожидания приема перед кабинетами |
23,3 |
40 |
13,3 |
16,7 |
6,7 |
3 |
Чистотой, санитарно-гигиеническими условиями |
26,7 |
50 |
16,7 |
3,3 |
3,3 |
4 |
Оснащенностью современным медицинским оборудованием |
13,3 |
3,3 |
16,7 |
26,7 |
40 |
5 |
Организацией работы регистратуры |
13,3 |
36,7 |
16,7 |
16,7 |
16,7 |
6 |
Организацией записи на прием к врачу |
20 |
30 |
20 |
13,3 |
16,7 |
7 |
Временем ожидания приема врача (перед кабинетом) |
23,3 |
30 |
20 |
23,3 |
3,3 |
8 |
Сроками ожидания медицинских услуг после записи |
20 |
36,7 |
16,7 |
6,7 |
20 |
9 |
Доступностью необходимых лабораторных исследований / анализов |
23,3 |
13,3 |
20 |
6,7 |
36,7 |
10 |
Доступностью диагностических исследований (ЭКГ, УЗИ) |
16,7 |
10 |
20 |
13,3 |
40 |
11 |
Доступностью мед. помощи терапевтов |
16,7 |
40 |
3,3 |
10 |
30 |
12 |
Доступностью мед. помощи врачей-специалистов |
23,3 |
36,7 |
3,3 |
6,7 |
30 |
13 |
Квалификацией врачей |
36,7 |
36,7 |
3,3 |
6,7 |
16,7 |
14 |
Отношением врачей и медсестер к пациентам |
36,7 |
43,3 |
13,3 |
6,7 |
0 |
15 |
Работой врачей в поликлинике |
30 |
36,7 |
13,3 |
3,3 |
16,7 |
16 |
Комплексом предоставляемых медицинских услуг |
23,3 |
23,3 |
16,7 |
6,7 |
30 |
17 |
Результатами лечения, обследования, реабилитации |
20 |
36,7 |
6,7 |
3,3 |
33,3 |
Из числа опрошенных приходилось лично (для себя) за последние 3 месяца обращаться к услугам скорой медицинской помощи – 20%, не приходилось обращаться – 80% опрошенных.
Из числа обратившихся к услугам скорой медицинской помощи лично (для себя) за последние 3 месяца: удовлетворены – 83,3%, скорее не удовлетворены, чем удовлетворены – 16,7% опрошенных.
О своих правах как застрахованного в системе обязательного медицинского страхования: знают – 26,7%, знают не в полной мере – 63,3%; не знают – 10% опрошенных.
О своих правах как застрахованного в системе обязательного медицинского страхования узнали из следующих источников: от медицинских работников – 6,7%, от сотрудников страховой компании – 3,3%, от сотрудников Фонда ОМС – 16,7%, от знакомых и родственников – 6,7%, из средств массовой информации – 23,3%, из информации для населения в медицинских организациях (стенды, брошюры, листовки) – 13,3%, из сети Интернет – 6,7%, не знают своих прав – 6,7% опрошенных.
Уровень знания своих прав как застрахованного в системе обязательного медицинского страхования сложился следующим образом:
№ пп |
Наименование |
Знают (%) |
Что-то слышали (%) |
Не знают (%) |
Затрудняются ответить (%) |
1 |
Выбор медицинской организации |
63,3 |
10 |
26,7 |
0 |
2 |
Выбор страховой компании |
66,7 |
6,7 |
20 |
6,7 |
3 |
Выбор врача (с учетом его согласия) |
53,3 |
13,3 |
33,3 |
0 |
4 |
Получение полной информации о состоянии собственного здоровья |
53,3 |
3,3 |
30 |
13,3 |
5 |
Сохранение в тайне информации о состоянии своего здоровья, факте обращения за мед. помощью |
73,3 |
10 |
13,3 |
3,3 |
6 |
Отказ от медицинского вмешательства |
73,3 |
13,3 |
6,7 |
6,7 |
7 |
Получение бесплатных лекарств при обращении за скорой и стационарной помощью |
36,7 |
36,7 |
20 |
6,7 |
8 |
Получение бесплатной мед. помощи как в поликлинике, так и на дому |
80 |
3,3 |
13,3 |
3,3 |
9 |
Получение бесплатной восстановительной помощи и реабилитации |
30 |
30 |
30 |
10 |
10 |
Получение бесплатной мед. помощи за пределами региона, в котором Вы проживаете |
53,3 |
30 |
6,7 |
10 |
11 |
Защиту своих прав в случае их нарушения |
53,3 |
10 |
26,7 |
10 |
При нарушении прав в системе обязательного медицинского страхования предпочитают обращаться за помощью: в администрацию медицинской организации – 16,7%, в страховую компанию, выдавшую полис ОМС – 13,3%, в фонд обязательного медицинского страхования – 23,3%, в органы управления здравоохранения – 16,7%, затруднилось ответить – 26,7%; предпочитают никуда не обращаться – 3,3% опрошенных.
Правом выбора/смены лечащего врача хотели, но не смогли – 13,3% опрошенных; не пользовались – 80% опрошенных; не знали что это возможно – 6,7% опрошенных. Причины неудачного выбора/смены врача: нежелание портить отношение с врачем – 3,3%; решение, что пытаться бесполезно – 3,3%; отказ по причине нехватки врачей – 6,7%.
Правом выбора/смены медицинской организации пользовались – 3,3% опрошенных, в связи с недостаточным спектром медицинских услуг (анализы, УЗИ и т.д.); хотели но не смогли – 10% опрошенных, так как поликлиника единственная в городе; не пользовались – 86,7% опрошенных.
Правом застрахованным в системе обязательного медицинского страхования получать бесплатную медицинскую помощь на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства воспользовались 26,7%; не приходилось пользоваться – 73,3% опрошенным.
Использовать личные денежные средства при лечении/обследовании в поликлинике: приходилось очень часто с заключением договора на оказание платных услуг – 6,7%; приходилось иногда с заключением договора на оказание платных медицинских услуг – 33,3%; не приходилось – 60% опрошенных.
Случалось, когда-нибудь «благодарить» медицинских работников в поликлинике за медицинскую помощь: да, иногда – 26,7%, нет, никогда – 73,3% опрошенных. Инициаторами такой «благодарности» выступали пациенты.
Опрошенные имеют следующее образование: неполное среднее – 10%, среднее – 13,3%, среднее специальное – 40%, высшее – 36,7%.
Социальное положение опрошенных: служащий – 30%; ИТР, специалист – 10%; рабочий – 23,3%; пенсионер – 20%; учащийся – 10%; безработный – 6,7%.
Среднемесячный доход семьи опрошенных на одного человека составил: менее 10 000 рублей – 20%; от 10 000 до 15 000 рублей – 46,7%; от 15 000 до 20 000 рублей – 13,3%; от 20 000 до 25 000 рублей – 6,7%; затруднилось ответить – 13,3%.
В целом удовлетворенность пациентов поликлиник доступностью и качеством предоставляемой медицинской помощи при проведения социологического опроса (анкетирование) II уровня сложилась следующим образом:
Показатели |
Уровень удовлетворенности (%) |
Удовлетворены |
23 |
Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены |
32,2 |
Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены |
13,7 |
Не удовлетворены |
10,7 |
Затрудняются ответить |
20,4 |
Таким образом уровень удовлетворенности пациентов поликлиник доступностью и качеством предоставляемой медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования находится в диапазоне 50-75%, что соответствует «среднему уровню».
Результаты анкетирования направлены главному врачу ГБУЗ СК «Шпаковская ЦРБ» для ознакомления и принятия управленческих решений по повышению удовлетворенности уровня доступности и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования на территории Шпаковского муниципального района.
Директор межрайонного филиала
в городе Изобильном ТФОМС СК И.А. Болдырев