Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Прокурор разъясняет

18 декабря 2019

«Об изменениях, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации».

1. «Об изменениях, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации».

Федеральным законом от  04.11.2019 № 357-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) включена статья 14.17.3, устанавливающая административную ответственность за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции.
Определено, что для граждан размер административного штрафа составит от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, для должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. При этом во всех случаях допускается конфискация предмета административного правонарушения.
Федеральным законом от 04.11.2019 № 361-ФЗ глава 8 КоАП РФ дополнена новой статьей 8.49.
Так с 1 января 2020 года за нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования на виновных должностных лиц будет налагаться штраф.
Установлено, что в случае непредставления, несвоевременного представления информации, подлежащей включению в такой реестр, или представления недостоверной информации на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей.
При невнесении информации в реестр либо включении в него заведомо недостоверной информации штраф составит от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.
Кроме того, Федеральным законом от 04.11.2019 № 353-ФЗ усилена административная ответственность застройщиков за нарушение порядка представления документов для регионального государственного контроля.
Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, либо представление таких сведений или документов не в полном объеме или недостоверных сведений повлечет наложение штрафа: на должностных лиц - в размере от 10 тыс. до 25 тыс. рублей (ранее - от 5 тыс. до 15 тыс. рублей), на юридических лиц - от 250 тыс. до 500 тыс. рублей (ранее - от 50 тыс. до 200 тыс. рублей).

2. «О судебном примирение - новый вид примирительных процедур в суде».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 №41 утвержден Регламент проведения судебного примирения.
Судебное примирение — это новая примирительная процедура в форме переговоров, которая появится в арбитражном и гражданском процессах, административном судопроизводстве.
По сути, она нужна для того, чтобы спор разрешал не суд, а сами стороны с помощью особого посредника — судебного примирителя. Им сможет стать только судья в отставке.
Список таких лиц утвердит Пленум Верховного Суда РФ.
Платить за судебное примирение не придется.
Судебное примирение можно будет провести по ходатайству хотя бы одной из сторон или по предложению суда. Если обе стороны согласятся с этой инициативой, суд вынесет определение о проведении процедуры. В нем будет установлен срок примирения. Его можно будет продлить по ходатайству сторон.
Сторонам потребуется выбрать судебного примирителя. Если они согласятся провести процедуру, но не смогут определить кандидатуру, суд ее предложит сам. Утвердят ее только при взаимном согласии сторон.
Стороны участвуют в судебном примирении добровольно.
Сторона (стороны) вправе отказаться от продолжения проведения судебного примирения на любой стадии его проведения, письменно сообщив об этом другим участникам судебного примирения.
Примиритель согласовывает со сторонами правила проведения процедуры, решает организационные вопросы, а главное, управляет переговорами, поддерживает их конструктивный характер.
Судебное примирение будет проходить в отдельном переговорном помещении в здании суда. В случае неявки сторон или их представителей без предварительного уведомления примирителя тот сможет обратиться в суд для возобновления судебного разбирательства, процедура примирения будет прекращена. Если причина неявки будет уважительной, заседание с судебным примирителем смогут отложить.
По общему правилу информация, связанная с судебным примирением, конфиденциальна. Например, присутствовавшим во время процедуры лицам будет запрещено (без письменного согласия сторон) ссылаться при рассмотрении дела в суде на признания, сделанные одной из сторон во время примирения.
Стороны смогут письменно договориться о том, какие сведения можно будет распространить.
Результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности: мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления) и пр.
В случае недостижения сторонами результата примирения судебное примирение прекращается и возобновляется судебное заседание.
Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей, что, безусловно, повлияет на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.

3. «О государственном надзоре в области обращения с животными».

С 1 января 2020 года вступают в силу правила организации и осуществления федерального государственного надзора в области обращения с животными.
Так, постановлением Правительства РФ от 30.11.2019 № 1560 "Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными" определены органы государственного контроля, их полномочия, порядок проведения плановых и внеплановых выездных и документарных проверок в рамках надзора, особенности осуществления государственного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется:
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
- Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
При этом установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В отношении физических лиц требования положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются.

4. «О региональной социальной доплате к пенсии».
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, не может быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В случае если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, где проживает гражданин, не превышает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации превышает величину прожиточного минимума пенсионера в РФ устанавливается региональная социальная доплата к пенсии.
В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае составит 10039 рублей, что превысит величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации (9311 рублей).
Таким образом, Красноярский край в 2020 году перейдет с федеральной на региональную социальную доплату к пенсии, которая будет осуществляться органами социальной защиты населения за счет средств краевого бюджета  и субсидии из федерального бюджета.
До настоящего времени гражданину для назначения федеральной социальной доплаты к пенсии необходимо было прийти в территориальное отделение Пенсионного фонда России и подать соответствующее заявление. Для того чтобы получать региональную социальную доплату с января 2020 года пенсионерам, чей доход не превышает 10 039 рублей, нужно до конца 2019 года обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с аналогичным заявлением.
Для получения региональной доплаты к пенсии обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не нужно.
Обращаем Ваше внимание на то, что назначением региональной социальной доплаты занимаются органы социальной защиты по месту проживания граждан, а также центры обслуживания населения, которые обслуживают граждан на дому — они также придут к гражданам с заявлениями.
Если гражданин проживает в учреждении социальной защиты, то он обращается в администрацию данного учреждения, если гражданин отбывает наказание, он обращается в администрацию данного учреждения.

5. «О дополнении КоАП РФ статьей, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

Федеральным законом от 16.10.2019 № 338-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, глава 14 Кодекса дополнена статьей 14.65, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Состав административного правонарушения образует нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выразившееся в предоставлении организацией отдыха детей и их оздоровление или индивидуальным предпринимателем, не включенными в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Статьей 14.65 установлено, что ее положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые исключены из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, при условии, что такие организации и индивидуальные предприниматели завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровление детей и при этом отсутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью детей.
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Санкция статьи 14.65 предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

6. «Об установлении единых требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий, относящихся к сфере деятельности Минобрнауки России».

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421  утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Необходимость установления единых требований обусловлена ликвидацией ФАНО России с передачей его функций и подведомственных организаций Минобрнауки России.
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся их правообладателями, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.
Для установления дифференцированных требований к указанным объектам, с учетом степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий, при их вводе в эксплуатацию (а также в случае изменения их характеристик) проводится их отнесение к одной из трех категорий опасности. Для категорирования создается специальная комиссия.
Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня ее создания.
На каждый объект в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (его форма приведена в приложении), который согласовывается с руководителями территориальных органов безопасности, национальной гвардии, МЧС России, в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания.
Актуализация паспорта осуществляется не реже одного раза в 5 лет.
Определен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) и порядок реагирования должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), на полученную информацию.
Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Утратившими силу признаются Постановления Правительства РФ от 28.02.2017 № 239 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

7. «О расширении возможности судебных приставов по взаимодействию со взыскателями и должниками».

Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. № 375-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», расширяющие возможности судебных приставов по взаимодействию со взыскателями и должниками.
Так, с 1 января 2020 г. извещения, адресованные гражданину, могут быть направлены на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.
Извещения, адресованные организации или индивидуальному предпринимателю, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя может осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ.
Через Единый портал госуслуг лицо сможет не только получать любые документы и извещения от судебного пристава, но и обжаловать его решения и действия.
8. «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».

Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ), установлен срок планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 3.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены Правительством Российской Федерации, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
Согласно внесенным изменениям, указанный раздел плана закупки должен формироваться на срок не менее чем три года.
Федеральный закон № 263-ФЗ вступил в силу 01.11.2019

9. «Об обновлении административного регламента осуществления миграционного учета иностранцев в России».
Приказом МВД России от 30.07.2019 № 514 обновлен административный регламент осуществления МВД России миграционного учета иностранцев в России.
Согласно нового регламента, заявителями при осуществлении учета являются, в том числе:
сторона, принимающая иностранца (теперь, в том числе - госорганы, диппредставительства, международные организации);
постоянно или временно проживающий в РФ иностранец, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся в РФ, и подлежащий регистрации по месту жительства;
иностранец, подлежащий постановке на учет по месту пребывания в установленных случаях.
Результат предоставления госуслуги - регистрация иностранца по месту жительства; постановка на учет по месту пребывания.
Регистрация по месту жительства осуществляется подразделением по вопросам миграции, в общем случае, в день подачи заявления о регистрации и необходимых документов.
Проставление отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, осуществляется подразделением, по вопросам миграции, администрацией гостиницы, МФЦ или почтовым отделением незамедлительно по принятии от заявителя уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов.
Утверждены также обновленные формы:
заявления о регистрации иностранца по месту жительства;
уведомления о прибытии иностранца в место пребывания;
отметки о регистрации иностранца по месту жительства и о снятии регистрации;
отметки о подтверждении выполнения действий, необходимых для постановки на учет иностранца по месту пребывания.
Признан утратившим силу приказ МВД России от 23.11.2017 № 881, которым был утвержден ранее действовавший регламент.

10. «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации».

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Государственной услугой могут воспользоваться следующие заявители:
инвалиды войны;
участники Великой Отечественной войны;
ветераны боевых действий;
лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
инвалиды, в том числе дети-инвалиды.
Срок предоставления данной услуги не может превышать 30 календарных дней. Воспользоваться ею можно через территориальные фонды социального страхования Российской Федерации и многофункциональные центры.

11. «О прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

С 16.10.2019 вступил в силу Указ Президента РФ от 16.10.2019 №  502 «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
Нормативно-правовым актом определены квалификационные требования для замещения должностей высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе РФ, согласно которым  замещать должности высшего начальствующего состава, а также претендовать на замещение указанных должностей смогут сотрудники уголовно исполнительной системы, при наличии стажа службы в уголовно-исполнительной системе или стажа (опыта) работы по специальности не менее четырех лет, а также стажа службы в должности руководителя (начальника) не менее двух лет.
Кроме того, Указом утверждены положения: «О порядке присвоения специальных званий, соответствующих должностям высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе», «О порядке присвоения сотруднику уголовно-исполнительной системы специального звания досрочно либо на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности», «О порядке заключения нового контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе с сотрудником уголовно-исполнительной системы, замещающим должность высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе».


12. «О жилищных правах военнослужащих».

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2018 № 34-П признан не соответствующим Конституции РФ пункт 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как препятствует реализации права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи жилого помещения в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
В результате изменений, внесенных Федеральным законом от 16.10.2019 № 339-ФЗ в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», право на предоставление военнослужащему жилого помещения не ставится в зависимость от участия его супруга в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения.
Кроме того, участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживают с ними, учитываются при признании этих военнослужащих или граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Указанные изменения вступили в силу 27.10.2019.



Возврат к списку