Прокурор разъясняет
Правительством РФ расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом
Правительством РФ расширен перечень причин инвалидности, которые устанавливаются в случае признания гражданина инвалидом
27.08.2016 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 N 772, которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95.
В перечень включено, в частности, заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий.
Кроме того, в частности, предусмотрено, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида.
***
С 1 марта 2017 года владельцы территорий, прилегающих к лесу, обязаны обеспечивать ее очистку от сухой травы, мусора и других горючих материалов либо отделять лес противопожарным барьером
1 марта 2017 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 N 807, которым внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий.
Установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, КФХ, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
***
Появились правила, по которым принимается заключение о передаче обязательств застройщика
См: Постановление Правительства РФ от 09.08.2016 N 760 (вступило в силу 25 августа 2016 года, за исключением отдельных положений)
По утвержденным правилам Минстрой будет выносить заключение о возможности возмездной передачи обязательств и имущества застройщика, в отношении которого применяются отдельные процедуры банкротства.
Имущество и обязательства получает лицо, которое намерено приобрести объекты незавершенного строительства и земельные участки (права на землю). Предполагается, что после этого данное лицо будет исполнять обязательства застройщика перед участниками строительства, требующими передать жилые помещения.
***
Установлен порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности
1 сентября 2016 года в ступает в силу Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Риск-ориентированный подход применяется при проведении Федерального государственного пожарного надзора; Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и ФМБА России; а также Федерального государственного надзора в области связи.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом утвержденных Правил, либо Федеральным законом. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
***
Родителям двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, должен быть гарантирован повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения
На ведомственном сайте и в СПС Консультант-Плюс размещено Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 16-П «По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н. Карпекина»
Конституционный Суд РФ признал:
не противоречащими Конституции РФ - взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", как являющиеся элементом правового механизма пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, и устанавливающие для родителей таких лиц льготные условия пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;
не соответствующими Конституции РФ - взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей. Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что потеря в мирное время двоих и более детей, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы (службы в органах внутренних дел), не только причиняет родителям безмерные страдания, но и является обстоятельством, которое в силу социального характера Российского государства, признания добра и справедливости основополагающими конституционными ценностями обязывает государство обеспечить таким родителям максимально возможную - в рамках имеющихся финансовых возможностей и правовых средств - социальную защиту, в том числе при определении размера их пенсионного обеспечения. В настоящее время на законодательном уровне предусмотрена возможность увеличения размера пенсии по случаю потери кормильца (в частности, путем начисления надбавок к пенсии либо увеличения индивидуального пенсионного коэффициента) лишь в отношении отдельных категорий пенсионеров - при наличии обстоятельств, требующих более высокого уровня их материального обеспечения (статья 38 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, части 4 и 5 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Что касается возможности увеличения размера пенсии по случаю потери кормильца родителям двух и более детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы (службы в органах внутренних дел), то она в системе действующего правового регулирования отсутствует. Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца необходимые изменения, с тем чтобы гарантировать родителям двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения.
***
В ходе исполнительного производства банк может уступить коллектору права по потребкредиту
ВС РФ вновь указал, что на стадии исполнительного производства личность кредитора не имеет существенного значения для должника. Так, можно уступить права (требования) по потребкредиту даже лицу, у которого нет лицензии на ведение банковской деятельности. Позиция актуальна для сделок, заключенных до 1 июля 2014 года. С этой даты вступили в силу особые правила, регулирующие уступку прав (требований) по договору потребкредита. Она допустима, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Запрет на уступку - индивидуальное условие договора, которое согласовывается заемщиком и кредитором.
Документ: Определение ВС РФ от 07.06.2016 N 8-КГ16-10
***
Работника можно сократить без выплаты выходного пособия, установленного трудовым договором
Суд решил, что стороны злоупотребили правом, предусмотрев в допсоглашении к трудовому договору несоразмерно высокое выходное пособие, которое должно выплачиваться, например, при сокращении. Работодатель правомерно отказал сотруднику в этой дополнительной выплате. Среди прочего суд отметил, что она не относится к гарантиям и компенсациям, положенным при увольнении. Такая выплата не предусмотрена, в частности, законом и локальными нормативными актами работодателя. К тому же, ее размер не соответствует системе оплаты труда в организации, носит произвольный характер. В практике судов встречается и иная позиция, которой придерживается в том числе ВС РФ. Согласно этому подходу, если трудовым договором предусмотрено выходное пособие в повышенном размере, отказать в выплате нельзя.
Документ: Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N 33-4820/2016
***
Если застройщик арендует публичный участок, земля не переходит в собственность к дольщикам
Застройщик арендовал публичный земельный участок и возвел на нем нежилое здание. Участники долевого строительства стали собственниками помещений в этом здании. Переходит ли в общую долевую собственность участников земля под нежилым объектом? ВС РФ посчитал, что закон такого перехода не предусматривает. Как только впервые зарегистрировано право собственности на помещение в нежилом здании, возникает множественность лиц на стороне арендатора по договору с публичным собственником участка. В описанной ситуации нельзя применить положения, по которым аренда участка прекращается, когда регистрируется право собственности на жилые или нежилые помещения в многоквартирном доме. Если же застройщик - собственник земли, к участнику долевого строительства нежилого здания вместе с правом собственности на помещение в нем переходит право долевой собственности на участок.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утвержденный Президиумом ВС РФ 06.07.2016 (http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10934)
Размещен на сайте ВС РФ 12 июля 2016 года
***
Временно свободные средства фонда капремонта можно разместить на специальном депозите
Владелец специального счета размещает на специальном депозите временно свободные средства фонда капремонта, который формируется на спецсчете. Решение об этом принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Полученные доходы используются, например, для оплаты капремонта.
Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ (вступил в силу 4 июля 2016 года, за исключением отдельных положений)
***
Штраф за навязывание допуслуг при заключении договора ОСАГО грозит страховым компаниям
На сумму от 100 тыс. до 300 тыс. руб. оштрафуют, например, страховую фирму, если она навязывает допуслуги страхователю или лицу, которое собирается заключить договор обязательного страхования. Сейчас ответственность предусмотрена только для должностных лиц.
Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 319-ФЗ (вступает в силу 15 июля 2016 года)
***
Если граждане умерли в один день, второго умершего можно признать наследником первого
Временем открытия наследства будет считаться не день смерти, как сейчас, а ее момент. Если граждане скончались в один день, второй умерший сможет стать наследником первого. Правило не будет применяться, когда момент смерти установить нельзя.
Представляется, что изменения коснутся наследников таких лиц. Например, размер наследуемого имущества супруга, который умер первым, будет меньше, чем размер имущества супруга, умершего позже.
Установлены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме
27.07.2016 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, осуществляются федеральной, региональной и муниципальными межведомственными комиссиями в домах, входящих в состав федерального, регионального, муниципального или частного жилищного фонда соответственно. По результатам обследования составляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их доступности для инвалида, содержащий вывод о наличии (отсутствии) технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида. В случае невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома), комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома). Правила проведения такой проверки устанавливаются Минстроем России.
Постановлением также утверждены:
- требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида;
- требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида.
***
Установлены особенности приватизации находящегося в государственной собственности объекта культурного наследия, состояние которого признано неудовлетворительным
29.07.2016 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.07.2016 № 682, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 584.
В частности, уточнены полномочия продавца при проведении приватизации объекта культурного наследия, признанного находящимся в неудовлетворительном состоянии, уточняется перечень документов, которые необходимо представить для осуществления приватизации такого объекта. Указывается, что условия конкурса, касающегося продажи объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, должны включать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством и подлежат согласованию в установленном порядке. Корректируются сроки рассмотрения предложений участников конкурса о цене имущества и подведения итогов конкурса, принятия решения о признании претендентов участниками конкурса, проведения конкурса, подписания договора по итогам проведения конкурса.
***
Правительством РФ утверждены правила формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений
С 1 января 2017 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 N 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений»
Реестр является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты. Государственным заказчиком работ по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации реестра, а также его оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации.
***
Правительством РФ утверждена концепция создания, ведения и использования федерального реестра инвалидов
На ведомственном сайте и в СПС Консультант-Плюс размещено Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»
Концепция определяет цели и задачи создания федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", ее структуру, состав информационных ресурсов, этапы создания и развития, а также основные принципы функционирования информационной системы. Информационная система обеспечит возможность обращения в электронной форме инвалидов в органы власти и органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие государственные услуги, а также межведомственное информационное взаимодействие указанных органов путем размещения и получения сведений, содержащихся в информационных системах органов власти и государственных внебюджетных фондов.
Мероприятия по созданию, ведению и использованию информационной системы отражены в государственной программе РФ "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297).
***
Граждане, склонные к девиантному поведению, при призыве на воинскую службу будут проходить повторное освидетельствование врачом-психиатром
30.07.2016 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 19.07.2016 N 698, которым внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе.
Определено, что при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических исследований), выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.
Также предусмотрено, что врач-психиатр проводит освидетельствование после изучения результатов профессионального психологического отбора (соответствующих исследований и обследований) гражданина:
поступающего на военную службу (приравненную службу) по контракту, и в мобилизационный людской резерв;
поступающего в военно-учебные заведения (учебные заведения);
изъявившего желание пройти военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, а также прошедшего военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающего образовательную организацию.
***
Правительством РФ уточнены условия участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках отдельными видами юридических лиц
С 1 августа 2016 года вступает в силу, за исключением отдельных положений, Постановление Правительства РФ от 26.07.2016 N 719, которым внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В частности, в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" критерием для участия в закупках кредитных организаций предусмотрен размер активов кредитной организации по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год свыше 2 млрд. рублей.
С 50 млн. рублей до 200 млн. рублей увеличен размер начальной (максимальной) цены договора (цены лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исходя из которого устанавливается обязанность заказчиков проводить закупки, участниками которых могут быть субъекты МСП. Кроме того, при размере начальной (максимальной) цены договора (цены лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от 200 млн. рублей до 400 млн. рублей заказчик вправе закупать такие товары, работы, услуги у субъектов МСП (ранее при цене от 50 до 200 млн. рублей).
Обязанность субъектов МСП декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам МСП определена путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов МСП либо в форме декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом, в едином реестре субъектов МСП. При этом установлены основания для принятия заказчиком решения об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком.
Кроме того, уточнена форма сведений о соответствии критериям отнесения к субъектам МСП, а также сведений о производимых товарах, работах, услугах и видах деятельности.
***
После 15 июля 2016 года для оплаты договора купли-продажи жилого помещения от граждан - участников Федеральной целевой программы «Жилище» следует принимать выписку из ЕГРП
Размещенным на ведомственном сайте в СПС Консультант-Плюс ПИСЬМОМ Росреестр от 12.07.2016 № МЧ/04-01-1292 разъясняет о внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Разъясняется, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С 15 июля 2016 года свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество выдаваться не будет. Поскольку Федеральный закон является актом, имеющим большую юридическую силу, до внесения в установленном порядке изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, и в Договор об оказании услуг по обслуживанию государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья молодым ученым подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы от 22.10.2015 года N 04/10, в случае государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения) после 15 июля 2016 г. необходимо принимать для оплаты договора купли-продажи жилого помещения вместо свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющую проведение государственной регистрации возникновения и перехода прав на жилое помещение (жилые помещения).