Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Прокурор разъясняет

3 июля 2018

Прокурор разъясняет

1. «Об уголовной ответственности за нарушения законодательства в сфере государственных закупок».

В целях устранения пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и противодействия коррупции в этой сфере Уголовный кодекс РФ дополнен двумя новыми статьями.
Так, Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дополнил Уголовный кодекс Российской Федерации статьями 200.4 и 200.5, а также внес изменения в ст.304 УК РФ.
Статьей 200.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило особо крупный ущерб, то за такое преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Указанное деяние, предусмотренное ч.1 ст.200.4 УК РФ совершенное группой лиц по предварительному сговору либо причинившее особо крупный ущерб наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 200.5 УК РФ установлена уголовная ответственность за подкуп лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение этими лицами денег, ценных бумаг, другого имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав.
При этом определяются основания для освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение таким лицам, а именно лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — третьей статьи 200.5 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Кроме того, в статье 304 УК РФ, переименованной и изложенной в новой редакции, предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа в сфере закупок с наказанием в виде штрафа до 200 тыс. рублей, принудительных работ либо лишения свободы на срок до 5 лет.

2. «Об организации работы детских оздоровительных лагерей».

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Все юридические лица и индивидуальные предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, обязаны руководствоваться едиными санитарными правилами СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 N 73 (далее — СанПиН 2.4.4.3155-13). Санитарные правила и нормы распространяются на все виды организаций, деятельность которых связана с организацией детского отдыха и оздоровления детей на базе санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха и других.
Как следует из п.1.11 СанПиН 2.4.4.3155-13 продолжительность смены в детском оздоровительном лагере составляет:
— санаторной смены — не менее 24 дней, для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур;
— оздоровительной смены — не менее 21 дня, для организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур.
Возможна организация коротких смен (20 и менее дней) для организации отдыха и досуга детей.
Продолжительность смен в осенние, зимние и весенние каникулы рекомендуется не менее 7 дней.
Встречи детей с посетителями, в том числе с родителями проводятся в соответствии с установленным руководителем детского оздоровительного лагере распорядком дня. Не допускается пребывание на территории детского оздоровительного лагеря посетителей вне специально установленных мест.
Согласно п.п. 10.14, п.1.10 СанПиН 2.4.4.3155-13 примерный набор продуктов питания, разрешенный для передачи детям посетителями, устанавливается руководителем детского оздоровительного лагеря. Примерный набор продуктов не должен содержать пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей.
Кроме того, все дети, прибывающие в лагерь, должны иметь медицинскую справку о состоянии здоровья, об отсутствии контактов с инфекционными больными и об имеющихся прививках.

3. «Об ответственности за совершение мелкого хищения».

Действующим законодательством за мелкое хищение установлена как административная, так и уголовная ответственность.
Что понимается под мелким хищением?
В соответствии со ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мелким признается хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает 2,5 тысяч рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. При этом часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за хищение имущества стоимостью до одной тысячи рублей, часть 2 – от одной тысячи до 2,5 тысяч рублей.
Следует обратить внимание, что если хищение совершено, например, с проникновением в жилище, помещение, иное хранилище, либо группой лиц, либо при наличии других отягчающих обстоятельств, указанных в уголовном законе, то независимо от стоимости похищенного деяние будет квалифицироваться как преступление по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 158, 159 – 159.6, 160).
Совершение мелкого хищения влечет административный штраф, кратный стоимости похищенного имущества. Кроме того предусмотрена возможность назначения виновному административного ареста, а также обязательных работ.
В случае, если лицо, привлеченное к ответственности по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ, в течение года со дня окончания исполнения административного наказания вновь совершит мелкое хищение, то ответственность наступит по ст. 158.1 УК РФ (мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию). Санкция данной статьи предусматривает различные виды уголовных наказаний вплоть до лишения свободы (на срок до одного года).
Ответственность за совершение мелкого хищения несут вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

4. «О самовольном переустройстве и (или) самовольной перепланировки жилого помещения».
Нередко собственники жилых помещений в многоквартирных домах, желая улучшить квартиру, производят ее перепланировку или переоборудование. В ряде случаев это нарушает интересы соседей, приводит к снижению надежности дома, сбоям в работе инженерных коммуникаций.
Следует помнить, что закон допускает переоборудование и перепланировку жилых помещений, но при наличии определенных условий и с соблюдением процедуры, установленной главой  4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Что понимается под переустройством и перепланировкой?
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка — это изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт.
Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки является документ, подтверждающий принятие органом местного самоуправления решения о согласовании указанных действий.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии такого документа  или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными.  В таких случаях закон предусматривает ряд негативных последствий для лица, самовольно переустроившего и (или) перепланировавшего жилое помещение.
Так, ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах. Штраф для граждан составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей.
Кроме того собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение:
в отношении собственника — о продаже с публичных торгов жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
в отношении нанимателя по договору социального найма  — о расторжении данного договора с возложением на собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению жилого помещения в прежнее состояние.

5. «О внесении авиа-дебоширов в «черный список» лиц, ограниченных к воздушной перевозке».

03.06.2018 вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2017 № 376-ФЗ, которым внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации.
В частности, Воздушный кодекс РФ дополнен статьей 107.1, регламентирующей процедуру отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
Напомним, что за совершение противоправных действий пассажир может быть привлечен как к административной ответственности предусмотренной частью 6 статьи 11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна), так и к уголовной ответственности предусмотренной пунктом «в» части первой статьи 213 УК РФ (хулиганство на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) или статьей 267.1 УК РФ (совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств).
Так, о факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения, либо преступления, совершенного на борту воздушного судна, командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика. Копия документа, которым командир воздушного судна информирует руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика, вручается пассажиру воздушного судна до покидания им воздушного судна. В случае отказа указанного пассажира от получения копии данного документа командир воздушного судна делает соответствующую отметку в данном документе.
Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, либо вступивших в законную силу приговора суда или обвинительного апелляционного приговора о признании лица виновным в совершении на борту воздушного судна преступления. Такое решение принимается в срок не более чем тридцать дней со дня получения перевозчиком указанного постановления или размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приговора суда или обвинительного апелляционного приговора.
Исключение пассажира из указанного реестра осуществляется по истечении одного года с даты вступления в силу административного постановления либо приговора суда.
Вместе с тем, предусматривается, что пассажиру, внесенному перевозчиком в реестр, не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки в случае, если этот пассажир возвращается из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого с РФ является воздушная перевозка, либо он подлежит административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии при условии, что единственным способом транспортного сообщения между РФ и пунктом отправления или пунктом назначения является воздушная перевозка, либо он направляется к месту лечения или обратно, либо сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется на похороны члена семьи или близкого родственника или обратно, что подтверждается документально.
Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.

6. «О правах работника на ежегодный оплачиваемый отпуск».

Каждый  работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ отпуск – это ежегодное время отдыха, которое предоставляется работнику работодателем.
По общему правилу минимальная продолжительность отпуска — 28 календарных дней в год. Для определенных категорий работников (например, педагогические работники, несовершеннолетние и др.) предусмотрены более длительные отпуска.
Все сотрудники, независимо от способа трудоустройства, имеют право на отдых, в том числе сезонные рабочие (ст. 295 ТК РФ), лица, которые трудятся по срочному трудовому договору до 2-х месяцев (ст. 291 ТК РФ), надомные работники (ч. 4 ст. 310 ТК РФ), дистанционные сотрудники (ч. 2 ст. 312.4 ТК РФ).
В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя. Однако, по соглашению между работодателем и работником, он может быть предоставлении и раньше (ч. 2 ст. 122 Трудового кодекса   РФ).
В некоторых случаях работодатель обязан предоставлять отпуск по желанию работника до истечения полугода работы (часть 3 статьи 122 Трудового кодекса РФ):
лицам моложе 18 лет;
женщинам перед отпуском по беременности и родам или сразу после него;
лицам, усыновившим ребенка возрастом до 3-х месяцев;
в других случаях, указанных в федеральных законах.
Если человек трудится в организации не первый год, то отпуск ему должен быть предоставлен в соответствии с графиком, установленным на конкретный календарный год (ст. ст. 122, 123 Трудового кодекса РФ). График отпусков работников утверждается не позднее, чем за 2 недели до начала нового календарного года (ст. 123 Трудового кодекса РФ). График обязателен как для работника, так и для работодателя. О времени начала отпуска работник извещается под роспись за 2 недели до его начала.
Отдельным лицам ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен по их желанию в любое удобное время. Например, по желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия).

7. «О трудоустройстве инвалидов».

В целях обеспечения инвалидам трудовой занятости в соответствии со ст. 21 Федерального законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законом Ивановской области «О квотировании рабочих мест»  для работодателей (организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальным предпринимателям) установлены квоты ля приема на работу инвалидов.
Так, если численность работников организации составляет более 100 человек, минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно составлять 3% среднесписочной численности работников, если менее 100, но более 35 – 2%.
От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места в целях трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодателю грозит административная ответственность по статье 5.42 КоАП РФ.
Так, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Аналогичную ответственность несут должностные лица службы занятости за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.

8.    «Об ответственности за парковку на местах, предназначенных для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».
Такие парковочные места не должны занимать иные транспортные средства.
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ).
Кроме того, транспортное средство нарушителя может быть задержано и перемещено на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что в силу требований п. 2.1 Правил дорожного движения водитель, управляющий транспортным средством, на котором установлен знак «Инвалид» обязан иметь при себе документ, подтверждающий установление инвалидности.
Если будет установлено, что опознавательный знак «Инвалид» установлен на транспортном средстве незаконно, водителя также ждет штраф в размере пяти тысяч рублей и конфискация предмета правонарушения (ч. 4.1. ст. 12.5 КоАП РФ).

9. «О требованиях к проведению официальных спортивных мероприятий».

При проведении официальных спортивных соревнований, в том числе с участием несовершеннолетних, должна обеспечиваться их безопасность.
Статьей 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено, что официальными физкультурными и спортивными мероприятиями являются физкультурные и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, устанавливающие порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований и собственниками объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при их организации и проведении (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353.
Указанные Правила определяют требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований, права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта и организатора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
В частности, согласно п.19 Правил  организатор соревнования обязан:
уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке поведения соревнований;
организовывать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;
разрабатывать и утверждать план мероприятий в срок не позднее 10 дней до начала соревнований;
принимать меры по соблюдению правил противопожарного режима; информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения;
обеспечивать зрителям и участникам соревнований в случае необходимости оказание первой помощи и организовывать оказание скорой медицинской помощи и другие обязанности.
За нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.32. КоАП РФ. Должностным лицам, индивидуальным предпринимателям грозит штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей, юридическим лицам – от 100 до 300 тысяч рублей. Деятельность предпринимателей и организаций также может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Если несоблюдение названных Правил привело к причинению вреда здоровью человека или имуществу, то наступит более суровая ответственность, вплоть до уголовной.

10. «Об отсутствии в аптеке минимального ассортимента лекарственных препаратов, что влечет административную ответственность».

В соответствии с п. 47 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ч. 6 ст.55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, имеющие соответствующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации  от 23.10.2017 № 2323-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, а также перечень лекарственных  препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Аптечные организации обязаны на постоянной основе соблюдать соответствующий перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов.
За нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами предусмотрена административная ответственность по ст. 14.4.2 КоАП РФ. Так, для должностных лиц административный штраф составляет от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

11. «О положении законодательства об увольнении за прогул».

В соответствии с положениями пп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя  в случае прогула, то есть отсутствия работника на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
Увольнение по данному основанию является дисциплинарным взысканием (ст. 192 ТК РФ), и применяется только при наличии вины работника.
В соответствии с ч. 5 ст. 192, ч. 1 ст. 193 ТК РФ до принятия соответствующего решения об увольнении работника за прогул должны выясняться обстоятельства отсутствия его на рабочем месте.
Так, уважительной причиной отсутствия работника на рабочем месте может его быть временная нетрудоспособность, которая подтверждается листком нетрудоспособности.
Верховный Суд РФ в своем определении от 22.01.2018 № 80-КГ17-1 отметил, что для того, чтобы оценить, уважительна ли причина отсутствия, при принятии решения об увольнении сотрудника за прогул, нужно учитывать факт болезни, а не момент обращения за больничным.
Согласно пункту 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Таким образом, листок нетрудоспособности подтверждает факт наступления временной нетрудоспособности гражданина, а не временной промежуток (час и минута), с которого она наступает, то есть правовое значение при оценке уважительности причин отсутствия сотрудника на работе имеет факт наступления у такого сотрудника заболевания, которое препятствовало исполнению им своих обязанностей, а не момент обращения (конкретное время — час и минута) сотрудника за получением листка нетрудоспособности.

Возврат к списку